"Иван Купала"
 

Дохристианский русский праздник Ивана-Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния (7 июля), когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Совпадение языческого праздника Купалы с днем св. Предтечи Иоанна в народном понятии могли смешаться, тем более, что в основе обоих праздников лежит омовение водой. Поэтому предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем св. Иоанна Крестителя. Праздник Купалы был для наших предков великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда обыкновенно природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Начиналась ночь вакханалией. Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке "как бешеные". Прообразом этого праздника является языческий день поклонения Солнцу, т.е. славянскому Даждьбогу. У наших далеких предков ритуальное действие "Купало" знаменовало собой период летнего солнцеворота. Главным символом праздника является огонь. Вся округа собирается в этот день вокруг ритуального костра. Чтобы поддерживать его в должном состоянии, парни обязаны заблаговременно позаботится о хворосте. Кроме того, каждый хозяин дома должен отдать для сожжения непригодную в хозяйстве вещь. Пока парни заготовляют дрова, девушкам также есть чем заняться - они наряжают Марену, одного из двух главных персонажей праздника. Куклу в человеческий рост плетут из соломы и одевают в женские одежды (для этого подходят вышитые блузы, сорочки, юбки). Вторым, мужским персонажем, является Купало. Его готовят исключительно парни. Также как и Марена, Купало готовится из соломы. Он представляет собой высокого парубка одетого в сорочку, штаны. Отличительными знаками мужественности были красивые усы (иногда бородка). В образах Марены и Купало можно отметить то огромное влияние, которое оказывает языческая культура на христианскую мораль. Ведь и Марена и Купало это идолы, которым мы продолжаем поклоняться. Впрочем, им, в конце концов, уготована печальная участь - Марену после веселых и хороводов и песен топят, а Купало сжигают. Постепенно наступают сумерки - время настолько таинственное и мистическое, что кажется, вся природа ожидает чего-то загадочного и неповторимого. Начинаются игры с огнем. Всем известен, и хорошо сохранился, обряд перепрыгивания через купальский костер. Правда в нынешнее время это больше напоминает спортивное упражнение, а вот наши предки придавали этому обычаю огромнейшего значения. Например, если парень прыгнет как можно проворней, то и здоровье у него будет таким же, а если попадет ногой в огонь, то накличет в свой дом беду, если парень с девушкой успешно перепрыгнут вместе три раза, то в этом году свадьба будет. После этого наступает время гаданий. Девушки, зажегши свечи, пускают их на воду вместе с двумя заранее заготовленными веночками. Первый символизирует ее саму, а второй - суженного. Если они все время плыли в паре, то быть им вместе, если нет - ожидай разлуки с любимым. Волшебный цветок папоротника всегда привлекает любителей легкой наживы. Однако следует помнить, что этот ключ ко всем земным сокровищам надежно охраняет нечистая сила. А если вам повезло, и вы все-таки сорвали цветок, то помните, что, возвращаясь из лесу нельзя ни в коем случае оглядываться назад - пропадет тогда ваша душа и тело.Назад